Основания применения принудительных мер медицинского характера
- Возможность причинения иного существенного вреда
- Опасность для себя или других лиц
Виды принудительных мер медицинского характера
- Лицо, нуждающееся в лечении психического расстройства, не исключающего вменяемости
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре
- Особая опасность для себя или других лиц
Основания применения принудительных мер медицинского характера
Возможность причинения иного существенного вреда
Научное толкование
Принудительные меры медицинского характера назначаются только в случае, если психические расстройства лица связаны с возможностью причинения иного существенного вреда (например, совершения нового общественно опасного деяния).
Это возможность наступления в результате противоправного поведения больного лица материального или нематериального вреда личности, обществу либо государству.
Судебное толкование
Принудительные меры медицинского характера назначаются только в том случае, когда психическое расстройство лица связано с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (ч. 2 ст. 97 УК РФ и ч. 2 ст. 433 УПК РФ) (Определение КС РФ от 17 ноября 2009 г. N 1531-О-О).
Опасность для себя или других лиц
Научное толкование
Принудительные меры медицинского характера назначаются лицам, указанным в ч. 1 ст. 97 УК РФ, если в силу психических расстройств они представляют опасность для себя, других лиц или если эти расстройства связаны с возможностью причинения иного существенного вреда (например, совершения нового общественно опасного деяния).
При оценке такого опасного состояния личности суд руководствуется юридическим и медицинским критериями. Юридический критерий позволяет установить тенденцию к повторению общественно опасного поведения с учетом характера расстройства и ранее совершенного общественно опасного деяния или преступления. Медицинский критерий позволяет определить тяжесть заболевания, глубину и стойкость психического расстройства, особенности и перспективы его протекания как в условиях медицинского наблюдения, так и без такового.
Если лица, указанные в ч. 1 ст. 97 УК РФ, в силу своего психического расстройства не представляют опасности для себя или других, принудительные меры медицинского характера не применяются. Однако суд может передать необходимые материалы в органы здравоохранения для оказания им психиатрической помощи в условиях амбулаторного наблюдения или лечения в психоневрологическом стационаре. Однако как наблюдение, так и лечение осуществляется исключительно в порядке, предусмотренном Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ч. 4 ст. 97 УК РФ). Те, кому такая помощь оказывается в общем для всех порядке, не относятся к лицам, подвергающимся принудительным мерам медицинского характера.
Опасность для себя может определяться повышенной виктимностью лица, страдающего психическим расстройством, склонностью к суициду.
Опасность для других лиц выражается в непредсказуемом и неконтролируемом поведении психически больного лица.
Судебное толкование
Об опасности лица для себя или других лиц либо о возможности причинения этим лицом иного существенного вреда могут свидетельствовать характер психического расстройства, подтвержденного выводами судебно-психиатрической экспертизы, его склонность в связи с этим к совершению насильственных действий в отношении других лиц или к причинению вреда самому себе, к совершению иных общественно опасных действий (изъятию чужого имущества, поджогам, уничтожению или повреждению имущества иными способами и др.), а также физическое состояние такого лица, с учетом которого оценивается возможность реализации им своих общественно опасных намерений (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 7 апреля 2011 г. N 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера").
Согласно положению ч. 2 ст. 443 УПК РФ, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено преступление небольшой тяжести, суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе от применения принудительных мер медицинского характера.
Г. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 119 УК РФ, относящееся к категории небольшой тяжести, однако суд, применяя к нему принудительные меры медицинского характера, данное обстоятельство не учел (Постановление Президиума Московского городского суда N 44у-175/09).
За совершение в состоянии невменяемости общественно опасных деяний, предусмотренных п. п. "б", "з" ч. 1 ст. 102, ч. 3 ст. 206 УК РСФСР (убийства и злостного хулиганства), П. были назначены принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрической больнице с обычным наблюдением (по УК РФ - психиатрический стационар общего типа).
На ходатайство о прекращении применения принудительных мер медицинского характера в отношении П. получен отказ. Как видно из материалов дела, несмотря на наступившее улучшение в состоянии его здоровья, отказ основан на проверенных в судебном заседании доказательствах, которые свидетельствуют о том, что П. все еще представляет общественную опасность.
Врач-администратор больницы в судебном заседании, ссылаясь на психическое состояние П., усомнилась в том, что он вне лечебного учреждения не будет представлять общественной опасности. Таким образом, судья обоснованно признал преждевременным прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении П. (БВС РФ. 2000. N 7. С. 11).
Виды принудительных мер медицинского характера
Лицо, нуждающееся в лечении психического расстройства, не исключающего вменяемости
Научное толкование
Эти лица делятся на две группы. К первой группе относятся лица, у которых после совершения преступления наступило необратимое психическое расстройство, лишающее их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. К таким лицам применяется принудительное лечение, как и в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. В последующем в отношении таких лиц вопрос о привлечении их к ответственности за то же деяние не ставится.
Ко второй группе относятся лица, у которых после совершения преступления наступило временное психическое расстройство, например оно впало в реактивное состояние в связи с возбуждением уголовного дела и угрозой наказания. В таком случае ему назначается в установленном порядке принудительное лечение. При выздоровлении лица дело расследуется и рассматривается в общем порядке, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Если психическое расстройство наступило во время отбывания наказания, к такому лицу также могут быть применены принудительные меры медицинского характера.
Принудительные меры медицинского характера назначаются также лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Этим лицам назначается уголовное наказание, которое исполняется в общем порядке, а принудительное лечение проводится одновременно с отбыванием наказания. По отбытии наказания такое лечение прекращается.
Не все лица, совершившие общественно опасные деяния и страдающие психическими расстройствами, могут подвергаться принудительному лечению. Если такие лица не представляют опасности по своему психическому состоянию, согласно ч. 4 ст. 97 УК РФ суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспеченияю.
Судебное толкование
Принудительные меры медицинского характера судом могут быть применены к лицу, совершившему преступление и страдающему психическим расстройством, не исключающим вменяемости, но нуждающемуся в лечении психического расстройства. Такому лицу наряду с наказанием суд может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (ч. 2 ст. 99 УК РФ). Решение об этом должно содержаться в резолютивной части приговора (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 7 апреля 2011 г. N 6).
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре
Особая опасность для себя или других лиц
Научное толкование
Особую опасность для себя или окружающих представляют больные с психотическими состояниями и продуктивной симптоматикой, например шизофрения и другие психозы с идеями преследования, императивными галлюцинациями, а также больные, склонные к систематическим повторным общественно опасным деяниям и грубым нарушениям больничного режима, нападениям на персонал, побегам. Как правило, это те, кто совершил особо тяжкие деяния против личности, при реальной возможности их повторения, обусловленной клиническими проявлениями психического расстройства и личностными особенностями.
Судебное толкование
Постановлением суда К. признан совершившим запрещенные уголовным законом деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 296 УК РФ, на основании п. "а" ч. 1 ст. 97, п. "г" ч. 1 ст. 99 и ч. 4 ст. 101 УК РФ к нему применены принудительные меры медицинского характера с направлением на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением, с освобождением от уголовной ответственности.
Как указано в постановлении суда, К. угрожал убийством судьям районного суда в связи с рассмотрением в этом суде материалов по его жалобам (БВС РФ. 2006. N 10. С. 23).
Х. назначена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
По делу установлено, что Х. в психическом состоянии со слуховыми и зрительными галлюцинациями, возникшем на фоне алкогольного опьянения, ударил И. бутылкой по голове, туловищу и конечностям, а ножом - по лицу, левой кисти и спине. Затем, обхватив руками шею И., задушил его. После этого он, нанося удары в область головы и туловища, избил К. и задушил ее руками.
Суд определил, что Х. совершил общественно опасное деяние - лишил жизни двух лиц в состоянии невменяемости, освободил его от уголовной ответственности и назначил ему принудительную меру медицинского характера - принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
В кассационной жалобе Б., законный представитель Х., поставил вопрос об изменении постановления суда и просил определить лечение Х. в психиатрическом стационаре специализированного типа.
Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ отказала в удовлетворении жалобы Б. В соответствии с ч. 4 ст. 101 УК РФ принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.
Х. по своему психическому состоянию представляет особую опасность для окружающих, поэтому суд обоснованно назначил ему вышеупомянутую принудительную меру медицинского характера.
Вывод суда о необходимости назначения именно такого лечения соответствовал также выводам стационарной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 49-О06-21).