Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
- Обстоятельства дела и личность виновного
- Определенные особенности личности несовершеннолетнего
- Работы, посильные для несовершеннолетнего
- Свободное от учебы или основной работы время
Назначение наказания несовершеннолетнему
- Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц
- Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство
- Уровень психического развития
Применение принудительных мер воспитательного воздействия
- Особые требования к поведению несовершеннолетнего
- Систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия
- Специализированный государственный орган
Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
- Запрет посещения определенных мест
Освобождение от наказания несовершеннолетнего
- Особые условия воспитания, обучения и специальный педагогический подход
Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Иной доход
Научное толкование
Термин "иной доход" использован в узком смысле для обозначения заработка (т.е. в буквальном смысле вознаграждения за работу), если он выплачивается не в форме заработной платы, а, например, аккордно по контракту за выполненную работу. Доходы, не связанные с оплатой труда, сюда включаться не должны.
В ч. 2 ст. 88 УК РФ ...наряду с заработком упоминается и иной доход. Это означает, что штраф может быть назначен и при наличии у несовершеннолетнего дохода от вклада, арендной платы и т.д., а также стипендии.
Под иным доходом несовершеннолетнего следует понимать денежный вклад в кредитном учреждении, доходы от сдаваемого внаем жилья, принадлежащего несовершеннолетнему на праве собственности, стипендию и т.д.
Судебное толкование
Исходя из того, что закон не предусматривает возможность принятия судебного решения в отношении несовершеннолетнего в особом порядке, положения гл. 40.1 УПК РФ не применяются в отношении подозреваемых или обвиняемых, не достигших к моменту совершения преступления возраста 18 лет.
Если несовершеннолетний содействовал следствию в раскрытии преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления, судам следует учитывать эти обстоятельства при назначении несовершеннолетнему наказания (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 16 "О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве" (БВС РФ. 2012. N 9. С. 19)).
...Когда речь идет о несовершеннолетнем правонарушителе, только полное исследование всех обстоятельств совершенного им деяния и всесторонний учет особенностей его личности могут обеспечить принятие справедливого решения (Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ за I полугодие 2011 г. // БВС РФ. 2011. N 10. С. 37).
Обстоятельства дела и личность виновного
Научное толкование
Принимая решение о повторном назначении осужденному несовершеннолетнему наказания условно, суд учитывает обстоятельства дела и личность виновного, например характер и степень общественной опасности нового преступления, данные о поведении осужденного в период испытательного срока по первому условному осуждению, выполнение возложенных на него обязанностей, если суд принимал такое решение в связи с первым условным осуждением, и т.д.
Уголовным законом установлено правило, в соответствии с которым, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ.
Такое решение может быть принято с учетом обстоятельств дела и личности осужденного (второстепенная роль в совершении нового преступления, полное признание вины и деятельное раскаяние, возмещение имущественного ущерба, положительная характеристика и т.д.). В указанном случае оба приговора будут исполняться самостоятельно.
Судебное толкование
Принимая решение об условном осуждении несовершеннолетнего за совершение нового преступления, которое не является особо тяжким, следует иметь в виду, что по смыслу ч. 6.2 ст. 88 УК РФ испытательный срок по каждому из приговоров исчисляется самостоятельно в пределах постановленных и исполняемых самостоятельно приговоров.
С учетом положений ч. 5 ст. 73 УК РФ при наличии сведений о злоупотреблении несовершеннолетним осужденным алкоголем, наркотическими или токсическими веществами суд вправе обязать его пройти обследование в наркологическом диспансере в сроки, установленные специализированным органом, осуществляющим исправление осужденного, а при необходимости и отсутствии противопоказаний - пройти курс лечения от алкоголизма (наркомании, токсикомании) (п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних").
Исходя из того, что закон не предусматривает возможность принятия судебного решения в отношении несовершеннолетнего в особом порядке, положения гл. 40.1 УПК РФ не применяются в отношении подозреваемых или обвиняемых, не достигших к моменту совершения преступления возраста 18 лет.
Если несовершеннолетний содействовал следствию в раскрытии преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления, судам следует учитывать эти обстоятельства при назначении несовершеннолетнему наказания (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 16 "О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве" (БВС РФ. 2012. N 9. С. 19)).
...Когда речь идет о несовершеннолетнем правонарушителе, только полное исследование всех обстоятельств совершенного им деяния и всесторонний учет особенностей его личности могут обеспечить принятие справедливого решения (Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ за I полугодие 2011 г. // БВС РФ. 2011. N 10. С. 37).
Определенные особенности личности несовершеннолетнего
Научное толкование
Указание об учете при обращении с несовершеннолетним особенностей его личности может быть дано в приговоре или определении, выносимом одновременно с приговором или после его вступления в законную силу. Речь идет о достоверно установленных судом особенностях физического и психического здоровья, характера, вредных привычках, обстоятельствах, травмировавших психику несовершеннолетнего, степени податливости влияниям, степени усвоения обычаев преступной среды, конфликтности и т.д. Если по делу производились психиатрические или психологические экспертизы, целесообразно применить их при обращении приговора к исполнению.
Уголовный кодекс содержит норму, согласно которой суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. В законе не оговариваются виды наказаний, следовательно, суд вправе адресовать свои рекомендации любому органу, исполняющему назначенное осужденному наказание из числа предусмотренных ст. 88 УК РФ. Эти указания основываются на особенностях личности несовершеннолетнего, например уровне интеллектуального развития, наличии психических заболеваний (не исключающих вменяемости), состоянии эмоционально-волевой сферы, склонности и способности к определенному виду деятельности, импульсивности, внушаемости и т.д.
При назначении несовершеннолетним любого вида наказания суд может дать органу, его исполняющему, рекомендации об учете при обращении с виновными психологических, социальных и иных особенностей их личности, например об организации обязательных работ в свободное от учебы или работы время таким образом, чтобы об этом не знали сверстники, лица по месту отбывания наказания; о необходимости предоставить осужденному возможность выбора вида работ из предложенных вариантов.
Так как на уровне правовых норм не установлено различий в обращении с осужденными женского и мужского пола, рекомендации суда могут касаться и учета половых особенностей несовершеннолетних в процессе их обучения, проведения спортивных, культурных, иных мероприятий, а также трудовой деятельности и быта.
При назначении лишения свободы суд может рекомендовать администрации воспитательных колоний учитывать индивидуальные наклонности осужденного и предоставлять ему возможность в свободное от работы или учебы время заниматься творчеством, слушать любимую музыку и проч.
Особое внимание в рекомендациях органу, исполняющему наказание, суд должен уделять вопросам совместимости характеров несовершеннолетних в процессе их классификации в воспитательных колониях и правилам обращения с ними. Судам необходимо стремиться к тому, чтобы в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних принимали участие специалисты-психологи, медицинские работники, представители социальных служб.
Судебное толкование
Не всегда судом при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего, выявляется степень его интеллектуальной незрелости, а также мог ли он полностью осознавать значение своих действий, в какой мере руководить ими.
Статья 22 УК РФ посвящается лицам, признаваемым вменяемыми, но имеющим какие-либо отклонения в психической сфере. Суду предписано учитывать это обстоятельство при назначении наказания (ч. 2 ст. 22 УК РФ).
По изученным делам случаев учета при назначении наказания отклонений в психической сфере у подростков не встретилось, а ведь на это согласно п. 7 ст. 88 УК РФ суд должен обратить внимание органа, исполняющего наказание. Ни одного случая для примера, когда суд дал указание органу, исполняющему наказание, учесть те или иные особенности личности подростка, не имеется, даже в тех делах, где такая необходимость присутствовала.
Работы, посильные для несовершеннолетнего
Научное толкование
Понятие "работы, посильные для несовершеннолетнего" предполагает наличие нормативного перечня, изданного и согласованного в порядке, установленном трудовым законодательством, либо получение в конкретном случае органом, исполняющим наказание, разрешения от органа здравоохранения.
Закон делает акцент на посильном характере работ: тяжелые или вредные работы не могут быть назначены несовершеннолетнему.
При решении вопроса о том, являются ли обязательные работы посильными, следует руководствоваться ст. 265 ТК РФ и Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет.
Работы должны быть посильными для несовершеннолетнего, т.е. соответствовать его физическим возможностям. Поэтому уголовно-исполнительная инспекция, выбирая вид обязательных работ (по согласованию с органами местного самоуправления) для несовершеннолетнего, должна обязательно учитывать это обстоятельство.
Выбор вида и характера работ для исправления несовершеннолетнего, осужденного к обязательным работам, должен заключаться в том, чтобы он соответствовал его желаниям. Исправительное воздействие труда, который не соответствует желаниям осужденного, незначительно. Данное положение соответствует требованиям международно-правовых актов, которые согласно ч. 2 ст. 1 УК РФ являются приоритетными.
Судебное толкование
В соответствии с ч. 3 ст. 88 УК РФ обязательные работы назначаются несовершеннолетним на срок до 160 часов. При этом дифференцированная ежедневная продолжительность исполнения такого наказания лицам в возрасте от 14 до 15 лет, от 15 до 16 лет и от 16 до 18 лет относится к порядку его исполнения, поэтому указанный вопрос не подлежит отражению в приговоре (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1).
Самостоятельный заработок
Научное толкование
Возможность иметь личное имущество появляется у несовершеннолетнего с того времени, когда он начинает работать. В соответствии с действующим трудовым законодательством обычно это совпадает с 16-летием, что практически исключает возможность назначения штрафа 14 - 15-летним подросткам. Поэтому к применению штрафа в отношении несовершеннолетних должен быть весьма сдержанный подход.
Самостоятельный заработок - это трудовое вознаграждение, носящее постоянный или временный характер, но в любом случае выплачиваемое или подлежащее выплате в таком размере, чтобы гарантировать взыскание штрафа.
Судебное толкование
Минимальный размер штрафа, назначенного судом несовершеннолетнему, не может быть меньше 1000 руб. либо размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего за период менее двух недель независимо от наличия у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть наложено взыскание (ч. 2 ст. 88 УК РФ) (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1).
Свободное от учебы или основной работы время
Научное толкование
Понятие "свободное от учебы или основной работы время" означает, что:
а) оно предусматривает и случаи, когда несовершеннолетний учится в вечернее время или заочно (в последнем случае - время установочных и экзаменационных сессий);
б) если несовершеннолетний ежедневно совмещает работу и учебу, в приговоре должно быть указано, что обязательные работы подлежат исполнению в выходные дни. Оговорка об основной работе означает, что назначение данной меры не зависит от работы несовершеннолетнего по совместительству.
Данный вид наказания (обязательные работы) не должен назначаться, если это заведомо повлечет нарушение норм об охране здоровья и труда несовершеннолетних; в частности, исключается работа в ночное время.
Назначение наказания несовершеннолетнему
Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц
Научное толкование
При выяснении и оценке в соответствии с требованиями ст. 89 УК РФ обстоятельств, указывающих на негативное влияние, а тем более давление со стороны старших, суд может, в частности, признать смягчающим обстоятельством доведение несовершеннолетнего перед совершением преступления до состояния опьянения, пример со стороны старшего, начавшего преступные действия, провоцирующие поведение будущих потерпевших и т.п.
При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, суды должны наиболее тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком и в случае, если в отношении несовершеннолетнего со стороны взрослого лица, под влияние которого он попал либо находился в материальной, моральной зависимости, применялось какое-либо насилие (физическое, психическое), к таким обвиняемым должно, на мой взгляд, применяться менее строгое наказание.
Влияние старших по возрасту лиц на поведение несовершеннолетних ...относится к обстоятельствам, учитываемым судом при назначении наказания. Так, воздействие на несовершеннолетнего со стороны взрослых может иметь характер физического или психического принуждения, интенсивность которого подлежит установлению судом. Это необходимо, поскольку в зависимости от характера принуждения оно может иметь различное правовое значение: с одной стороны, возможна оценка принуждения как обстоятельства, исключающего преступность деяния, с другой - совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, согласно п. "е" ч. 1 ст. 61 УК РФ является обстоятельством, смягчающим наказание. Кроме того, суд вправе признать в качестве смягчающего наказание обстоятельства предшествующее совершению преступления несовершеннолетним неправомерное или провоцирующее поведение взрослых лиц, в том числе признанных потерпевшими по делу.
Судебное толкование
При рассмотрении дел о преступлениях в отношении взрослых лиц, которые совершили преступление с участием несовершеннолетних, суду надлежит выяснять характер взаимоотношений между ними, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого лица в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий (п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1).
Довольно редко в приговорах при назначении наказания подросткам, совершившим преступления совместно со взрослыми лицами, учитывается и дается анализ влиянию на них взрослых лиц. Как правило, наказание и взрослым, и несовершеннолетним назначается одинаковое. В тех приговорах, где имеется ссылка на учет положений ст. 89 УК РФ об учете влияния старших по возрасту лиц, не раскрывается содержание, в чем выразилось это влияние.
Например, 16-летнему Ш. одинаково со взрослым А. за совершение грабежа группой лиц по предварительному сговору сотового телефона и музыкального центра на 3000 руб. назначено наказание по п. "а" ч. 2 ст. 161 УК РФ по 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года. Суд не принял во внимание, что взрослый А. за два месяца до этого освобождался судом от уголовной ответственности за квалифицированную кражу в связи с примирением с потерпевшим, он же распорядился похищенным имуществом.
Иные особенности личности
Научное толкование
Иные особенности личности, существенные для справедливого решения вопроса о наказании, - это прежде всего позиция несовершеннолетнего по отношению к обществу и его ценностям, способность и готовность к социальной адаптации, в том числе к позитивному поведению в сложных и конфликтных ситуациях, противостоянию негативному влиянию микросреды. Это также особенности характера, объективно влияющие на способность руководить своим поведением. Опираясь на эти данные, в том числе используя психологическую экспертизу (экспертную диагностику личности), суд в состоянии оценить степень влияния возрастных особенностей на совершение преступного деяния и отсюда избрать необходимую и достаточную меру воздействия.
Иные особенности личности несовершеннолетнего - индивидуальные черты его характера, которые детерминируют его поведение, в том числе и противоправное (жестокость или мягкость, альтруизм или эгоизм и др.).
Иные особенности личности - это совокупность потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего, проявляющихся в его поведении, в том числе в инкриминируемом деянии.
В частности, важно установить такие характеристики личности, как жестокость или ее отсутствие, способность к сопереживанию, сочувствию, эгоизм и его крайнее выражение - эгоцентризм - или альтруизм, легкость эмоциональных срывов или сдержанность, наличие или отсутствие претензий на лидерство любой ценой, соотношение ориентации на внешний и внутренний контроль, степень готовности следовать требованиям лидера или референтной группы, отсутствие или наличие реальных жизненных планов, трудовых привычек и навыков и т.д. Обязательным является изучение физического и психического здоровья.
Под иными особенностями личности понимается совокупность ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего, проявляющихся в его поведении, в том числе преступном. Они могут характеризоваться степенью проявления возрастных характеристик психики: внушаемости, склонности к подражанию и фантазированию, импульсивности и т.д. Иначе говоря, речь идет о тех особенностях личности, которые влияют на выбор методов и средств воспитательного воздействия.
Судебное толкование
Разрешая вопрос о наличии или отсутствии признаков превышения пределов необходимой обороны, суды должны учитывать: ...возможность оборонявшегося лица отразить посягательство (его возраст и пол, физическое и психическое состояние и т.п. (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление" (БВС РФ. 2012. N 11)).
При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним судьи прежде всего рассматривают возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, учитывая не только требования, изложенные в ст. 60 УК РФ (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные ст. 89 УК РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц). Решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы применяется лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества.
Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство
Научное толкование
В ряде случаев, по нашему мнению, это смягчающее обстоятельство должно быть уточнено и конкретизировано в приговоре. Возраст 14 - 17 лет - это длительный период, охватывающий четыре года, каждый из которых является целым этапом, новой ступенью в развитии личности. Поэтому правильно поступают те следственные и судебные органы, которые рассматривают совершение преступления лицом, которому еще нет 16 лет, как особое, качественно своеобразное смягчающее обстоятельство. В этих случаях приговоры подчеркивают, что в учет берется не просто несовершеннолетие, а конкретный возраст подсудимого: 14 или 15 лет. Такой подход дает возможность следствию более правильно решать вопрос о виде ответственности для виновного, а суду - более точно индивидуализировать наказание подростку.
Кроме того, подростки не только разных возрастов, но даже одного и того же возраста нередко значительно различаются по уровню нравственной и духовной зрелости. Поэтому степень развития несовершеннолетнего должна обязательно учитываться следственными органами и судом при индивидуализации ответственности виновного.
Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК РФ) должен учитываться не сам по себе как исключительное обстоятельство независимо от других, в том числе отягчающих по делу обстоятельств, а только в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 89 УК РФ), с учетом особенностей этих обстоятельств применительно к подросткам, тем более что некоторые из указанных в законе смягчающих и отягчающих обстоятельств вообще не относятся к несовершеннолетним либо относятся лишь частично. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что если смягчающие обстоятельства преобладают над отягчающими, то возможно и оправдано смягчение наказания виновного.
В Уголовном кодексе РФ отражено значение несовершеннолетнего возраста виновного как обстоятельства, смягчающего ответственность (ч. 2 ст. 89 УК РФ). Однако данное обстоятельство не является исключительным, а учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими наказание. Поскольку особенности уголовной ответственности несовершеннолетних четко очерчены УК, сам по себе несовершеннолетний возраст не может иметь "сверхсмягчающего" влияния при назначении наказания, а учитывается в совокупности с другими обстоятельствами, смягчающими наказание. Суд устанавливает: а) в какой мере выявленные обстоятельства обусловливают смягчение наказания несовершеннолетнему, с тем чтобы оно не было чрезмерно строгим; б) каким образом эти обстоятельства влияют на возможность исправления несовершеннолетних.
Часть 2 ст. 89 УК РФ говорит о том, что несовершеннолетие виновного как смягчающее обстоятельство должно учитываться в совокупности с другими смягчающими обстоятельствами, тем самым закон как бы не придает несовершеннолетию характер исключительного обстоятельства. Мы обнаруживаем здесь некоторое противоречие, которое следует разрешить в пользу ст. 89 УК РФ, поскольку исключительными следует считать те случаи, когда особенности несовершеннолетнего возраста непосредственно выражаются в обстоятельствах дела, которые уменьшают степень общественной опасности преступления, и тем самым обнаруживается уже совокупность обстоятельств.
Судебное толкование
Президиум ВС РФ смягчил наказание, назначенное несовершеннолетнему осужденному, с учетом положений ст. 62 УК РФ (БВС РФ. 2008. N 2. С. 27).
При назначении наказания несовершеннолетнему суд не учел все смягчающие наказание обстоятельства. Суд хотя и указал на несовершеннолетний возраст Ф., положительные данные о нем, добровольное возмещение ущерба, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, но фактически не учел их при назначении наказания.
В качестве обстоятельства, не позволяющего смягчить наказание, суд сослался на совершение Ф. особо тяжкого преступления и не принял во внимание его менее активную роль.
Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ, учитывая явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению другого соучастника преступления в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, предусмотренного п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, и положения ст. ст. 6, 60, 62 УК РФ, смягчила Ф. наказание (БВС РФ. 2008. N 4. С. 31 - 32).
При применении ч. 1 ст. 62 УК РФ в отношении несовершеннолетних следует учитывать положения ч. 6 ст. 88 УК РФ (БВС РФ. 2011. N 2. С. 37).
М. осужден на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений на 9 лет, а в соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров на 9 месяцев лишения свободы в воспитательной колонии.
Из материалов уголовного дела усматривается, что преступления, за которые осужден М., были совершены им в несовершеннолетнем возрасте.
Как следует из приговора, при назначении М. наказания в качестве обстоятельств, смягчающих его наказание, учтен его несовершеннолетний возраст, признание вины, а также активное способствование раскрытию преступлений, т.е. фактически обстоятельство, предусмотренное п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ. Обстоятельства, отягчающие наказание осужденного, судом не установлены.
Поскольку М. совершил преступления в несовершеннолетнем возрасте, то с учетом требований ч. 1 ст. 62 и ч. 6.1 ст. 88 УК РФ наказание, назначенное ему по п. п. "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, не может превышать 6 лет 8 месяцев лишения свободы (Определение ВС РФ N 11-Д10-58).
Уровень психического развития
Научное толкование
Уровень психического развития - это состояние мыслительной, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, запас знаний и представлений и т.д.
Уровень психического развития - состояние интеллектуально-волевой сферы несовершеннолетнего, определяющее его способность осознанно управлять своим поведением. Для определения уровня психического развития необходимо выяснить: способен ли несовершеннолетний правильно оценивать требования, предъявляемые к нему обществом, и собственное поведение; способен ли несовершеннолетний сдерживать себя в конфликтных ситуациях и т.д.
Уровень психического развития - состояние интеллекта, воли, эмоций несовершеннолетнего, определяющих его способность осознанно управлять своим поведением, в том числе связанным с ситуациями, значимыми для уголовного права. Необходимая достаточность уровня психического развития определяется прежде всего способностью и возможностью подходить к выбору цели и способа действий с учетом (или осознанно без учета) их последствий, оценивать деяние с точки зрения нравственных и правовых базовых норм данного общества.
Уровень психического развития характеризуется состоянием интеллекта, воли и эмоций несовершеннолетнего, определяющим его способности управлять своим поведением, в том числе имеющим уголовно-правовое значение.
Он может проявиться в отставании от нормального для данного возраста развития и характеризоваться запасом знаний и представлений, состоянием эмоционально-волевой сферы и т.д. Для его установления рекомендуется назначать судебно-психологическую экспертизу.
Судебное толкование
Психическое расстройство несовершеннолетнего, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 22 УК РФ, ч. 2 ст. 443 УПК РФ) (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1).
При назначении наказания 14-летнему К. не была назначена психолого-психиатрическая экспертиза. В деле имелись сведения о том, что в 2001 г. по заключению психолого-педагогической комиссии с диагнозом "задержка развития, синдром дезорганизованного поведения" он был оставлен на повторное обучение во 2 классе на дому. К. склонен к бродяжничеству, длительное время состоял на учете в подразделении по делам несовершеннолетних за совершение краж чужого имущества. К. обвинялся в совершении шести преступлений в возрасте 14 лет, т.е. имелись основания сомневаться в его способности отдавать отчет своим действиям или руководить ими, а также в способности защищать свои права и законные интересы. Следователь в нарушение п. 3 ст. 196 УПК РФ не назначил судебно-психологическую экспертизу.
Условия жизни и воспитания
Научное толкование
Стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств как фактор, способствующий совершению преступления, приобретает в уголовном деле несовершеннолетнего особое значение. Подростку, попавшему в сложную ситуацию, гораздо труднее, чем взрослому, взвесить создавшуюся обстановку и найти правильный выход из положения. Ему труднее преодолеть отрицательное влияние внешних обстоятельств. Чаще всего они воспринимаются подростком более остро, чем взрослыми, оказывают на него более тягостное воздействие. Именно поэтому стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств способно, скорее, толкнуть на преступление несовершеннолетнего, и при прочих равных условиях оно должно больше смягчать ответственность подростка, чем взрослого.
Уголовно-правовые последствия при решении вопросов наказания несовершеннолетних имеют также условия жизни и воспитания, в которых находился виновный; его взаимоотношения со старшими и сверстниками; его ближайшее окружение, связи, времяпрепровождение. В частности, в пределах требований ст. 89 УК РФ должны быть собраны и оценены данные о выполнении родителями обязанностей по воспитанию; о материально-бытовых условиях семьи, наличие у несовершеннолетнего имущества и самостоятельного дохода; об отношении несовершеннолетнего к учебе или работе, об отношении к нему воспитателей и коллектива.
Под условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего следует понимать семейно-бытовую обстановку, в которой находится несовершеннолетний, и его внешнее окружение. Следовательно, решение о назначении наказания несовершеннолетнему должно приниматься с учетом данных, характеризующих:
а) родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих (образование, профессия, место работы, моральные качества, методы воспитания, отношение к детям и т.п.);
б) материально-бытовые условия семьи, в которой проживает подросток;
в) условия учебы или работы несовершеннолетнего (учится или работает, где и кем, успеваемость или отношение к трудовым обязанностям);
г) воспитательную роль окружающих (воспитательный потенциал учебного или трудового коллектива, кто из окружающих несовершеннолетнего оказывает на него влияние)
В процессе назначения наказания несовершеннолетним большое значение имеют данные об условиях их жизни и воспитания, в первую очередь данные о внутрисемейной обстановке и о ближайшем микро-социальном окружении подростка.
Очевидно, чем сильнее влияние среды на процесс совершения преступления несовершеннолетним, тем мягче его ответственность. Эта зависимость не является жесткой, абсолютной. Влияние среды не исключает свободу воли несовершеннолетнего, однако в силу возрастных психофизиологических особенностей его возможности противостоять ей значительно ниже, чем у взрослых.
Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего не замыкаются на семье. Они включают также влияние формальной или неформальной группы его общения.
Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего при назначении ему наказания должны учитываться не сами по себе и не изолированно от других критериев. Они должны быть оценены судом, во-первых, с точки зрения их значения в механизме индивидуального преступного поведения подростка (влияния на формирование мотивов, создание условий совершения преступления и т.д.), а во-вторых, с позиций возможностей среды влиять на нравственное исправление несовершеннолетнего во время отбывания наказания.
Очевидно, чем сильнее влияние среды на процесс совершения преступления несовершеннолетним, тем мягче его ответственность.
Судебное толкование
При назначении наказания несовершеннолетнему наряду с обстоятельствами, предусмотренными ст. ст. 6, 60 УК РФ, надлежит учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также обстоятельства, предусмотренные ст. 89 УК РФ, в том числе влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1).
Особый порядок судебного разбирательства по правилам гл. 40 УПК РФ не допускается в отношении преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Когда речь идет о несовершеннолетнем правонарушителе, только полное исследование всех обстоятельств его личности может обеспечить принятие справедливого решения.
Закон требует участия в судебном разбирательстве его законного представителя и установления судом условий его жизни и воспитания, уровня психического развития и иных особенностей личности, влияния на него старших по возрасту лиц, в том числе для решения вопроса о возможности освобождения от наказания (БВС РФ. 2008. N 6. С. 26 - 27).
Применение принудительных мер воспитательного воздействия
Особые требования к поведению несовершеннолетнего
Научное толкование
Особые требования могут выразиться в ограничении пребывания несовершеннолетнего вне дома после определенного времени суток (например, после 22 часов вечера), в запрете выезда ему в другие местности без разрешения специализированного государственного органа, призванного осуществлять контроль за поведением несовершеннолетних, которым были назначены принудительные меры воспитательного воздействия.
Перечень требований к поведению несовершеннолетнего не является исчерпывающим... В литературе к таким требованиям, например, относят:
1) обязанность принести извинение потерпевшему и постараться достичь примирения;
2) указание об опеке (воспитательная опека);
3) указание принять участие в курсах социального тренинга;
4) указание находиться дома в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни.
В целом эти требования должны быть целесообразными, не должны быть жестокими и причинять вред несовершеннолетнему. Так, по отношению к несовершеннолетним не допускается: применение физического и психического насилия; применение мер, имеющих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство; ограничение либо лишение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями; уменьшение норм питания, лишение прогулок.
Систематическое неисполнение несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия
Научное толкование
Систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует считать отказ или уклонение от обязанностей, совершенных несмотря на предупреждение специализированного государственного органа третий раз в течение года.
Систематическим неисполнением принудительной меры воспитательного воздействия считается невыполнение соответствующих требований или совершение запрещенных действий более двух раз в течение продолжительного периода времени.
Систематическое (три и более раз) нарушение подростком назначенных ему принудительных мер воспитательного воздействия дает право специализированному государственному органу внести представление в суд об отмене этих мер. Если суд согласится с этим, то он принимает соответствующее решение, после чего материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Однако отмена принудительной меры воспитательного воздействия и возобновление производства по делу допустимы, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 94 УК РФ).
Под систематичностью неисполнения следует понимать неисполнение одной и той же меры воспитательного воздействия не менее трех раз, при этом каждый случай должен быть официально зафиксирован предупреждением несовершеннолетнего о последствиях своего поведения.
Под систематическим неисполнением следует понимать неоднократное несоблюдение несовершеннолетним в течение года требований, предъявляемых к нему в связи с применением данной меры, если его поведение явно указывает на пренебрежение этими требованиями.
Судебное толкование
Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия (например, ограничения досуга, установления особых требований к его поведению), которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка.
Если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 3 ст. 90 УК РФ) и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), такие нарушения не могут быть признаны систематическими, дающими основание для применения судом положений ч. 4 ст. 90 УК РФ об отмене принудительных мер воспитательного воздействия (п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1).
Специализированный государственный орган
Судебное толкование
Специализированным государственным органом, которому в соответствии со ст. 90 УК РФ может быть передан под надзор несовершеннолетний, а также органом, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене принудительной меры воспитательного воздействия в случаях систематического ее неисполнения несовершеннолетним, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1).
Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Запрет посещения определенных мест
Научное толкование
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего заключается в запрещении посещения им определенных мест (например, дискотек, ресторанов, пивных баров).
Данная мера преследует цель извлечения несовершеннолетних или молодых людей из социально опасных группировок и в целом обещает успех при осуществлении должного контроля за несовершеннолетними.
Ограничение досуга предполагает запрет, например, на посещение стадионов, дискотек, клубов, баров, ресторанов, кафе, казино и других мест.
Данная мера в наибольшей степени соответствует критериям уголовно-правового принуждения. Однако законодатель в данном случае не называет конкретную меру уголовно-правового характера, а лишь перечисляет некоторые формы ограничения досуга и способы коррекции поведения несовершеннолетнего. Содержание ч. ч. 3 и 4 ст. 91 УК РФ больше подходит для описания полномочий, предоставляемых соответствующим органом по надзору за несовершеннолетними, но не подходит для обозначения самих этих мер.
Как правило, запрет посещения несовершеннолетним определенных мест как принудительная мера воспитательного воздействия назначается, во-первых, с учетом совершения им преступления и, во-вторых, преследуя цель оградить несовершеннолетнего от тех мест проведения досуга, которые способствуют совершению преступлений.
Места пребывания несовершеннолетних представляют собой совокупность конкретных условий, в которых они пребывают и которые оказывают существенное влияние на их поведение, дают более полное представление о степени общественной опасности преступления.
Трудовые навыки
Научное толкование
Обязанность загладить причиненный вред - специфическая принудительная мера воспитательного воздействия, которая может быть применена не к каждому подростку. Если она связана с определенными материальными затратами и физическими усилиями, применение этой меры возможно только к подростку, который имеет собственный заработок или стипендию, а также трудовые навыки, т.е. способен самостоятельно произвести ремонт имущества, технических приборов, автомашины, произвести строительные или ремонтные работы и т.д. Данную меру воздействия предпочтительно назначать подросткам в возрасте от 16 лет.
Под трудовыми навыками следует понимать такие навыки, используя которые несовершеннолетний может полностью или частично загладить причиненный им вред: лично восстановить имущество, уничтоженное или поврежденное во время совершения хулиганских действий; осуществлять уход за потерпевшим, которому преступлением причинен физический вред, и т.п.
Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего работать, наличие у него постоянной или временной работы, способностей к занятию общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний к трудовой деятельности, обусловленных инвалидностью, возрастом, психическими травмами и проч.
Возлагая на несовершеннолетнего обязанности своим трудом загладить причиненный вред, необходимо учитывать наличие у несовершеннолетнего соответствующих трудовых навыков. Действующее трудовое законодательство (гл. 42 ТК РФ), регламентируя особенности труда работников в возрасте 18 лет, содержит ряд ограничений. Часть 1 ст. 265 ТК РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Запрещается переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ч. 2).
Работодатель обязан проводить регулярный медицинский осмотр несовершеннолетнего работника, представлять ему ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для него время.
Запрещается также направлять несовершеннолетних в служебные командировки, использовать их на сверхурочных работах (ст. 268 ТК РФ)
Освобождение от наказания несовершеннолетнего
Особые условия воспитания, обучения и специальный педагогический подход
Научное толкование
Рассматриваемая мера рассчитана на осуществление необходимого и достаточного воздействия прежде всего на несовершеннолетних, личные особенности которых выражены двояко. С одной стороны, есть положительные черты, которые позволяют достаточно уверенно прогнозировать быструю и устойчивую коррекцию личности при интенсивном на него воздействии, а с другой - достаточно развиты криминогенные и иные антиобщественные ориентации и привычки (в том числе связанные с выходом из-под влияния нормальной воспитующей среды), устранить которые невозможно, если не оторвать подростка от негативного окружения и не содержать в условиях закрытого учреждения. Режим этих учреждений, конечно, качественно мягче, чем в воспитательных колониях, но связан с реальным ограничением свободы во имя создания наилучших условий для исправительного воздействия.
Особые условия воспитания и обучения нужны несовершеннолетним, совершившим преступления средней тяжести, у которых из-за недостатков семейного воспитания, неблагоприятного влияния в сфере свободного общения и по иным причинам сформировались криминогенные наклонности, негативное отношение к нормам права и морали, что находит свое выражение в девиантном (отклоняющемся от нормы, общественно опасном) поведении таких несовершеннолетних. Исправление таких несовершеннолетних не исключается, однако для этого надо изменить окружающую обстановку, установить особый режим учета (в частности, специальный педагогический подход), отдыха, организации досуга и т.д.
Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа - специфическая и достаточно строгая принудительная мера, применяемая в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Она связана с определенными ограничениями свободы передвижения, общения несовершеннолетних, необходимостью соблюдения специальных требований режима, организации воспитательного, учебного, трудового или лечебного процесса.
Содержание принудительной меры - помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение должно включать следующие взаимосвязанные компоненты:
- изъятие несовершеннолетнего из негативной среды и определение его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, где подросток воспитывается, обучается, соблюдает установленные правила и требования поведения;
- проведение с несовершеннолетним комплекса мер реабилитационно-психологического и лечебно-оздоровительного характера, воспитательно-педагогической и образовательно-профессиональной направленности, социальной адаптации и интеграции в общество;
- формирование всесторонне развитой, законопослушной личности подростка;
- осуществление непрерывного контроля над поведением подростка со стороны педагогического коллектива учреждения;
- необходимое ограничение прав и свобод несовершеннолетнего (например, свободы перемещения), установление дополнительных обязанностей (например, по исполнению распорядка дня)
Применение положений к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет
Исключительные случаи
Научное толкование
Понятие "исключительные случаи" является оценочным, и дать исчерпывающий перечень его признаков в отрыве от обстоятельств конкретного дела не представляется возможным.
В принципе здесь значимы обстоятельства, связанные с отставанием в психическом развитии (интеллектуальном, эмоционально-волевом) и вытекающими отсюда мотивами, особой податливостью влияниям; потерей источников существования, психическими расстройствами в рамках вменяемости (не противоречит закону назначение этим лицам наряду с наказанием принудительных мер медицинского характера или передачи органам здравоохранения необходимых материалов для организации лечения в общем порядке одновременно с применением мер, заменяющих уголовное наказание, предусмотренных ст. ст. 90 - 92 УК РФ). Для диагностики особенностей личности несовершеннолетних используется психологическая экспертиза.
Понятие "исключительный случай" оценочное, и суд решает этот вопрос с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления и личности виновного. Такими обстоятельствами могут быть, например, отставание в психическом развитии, не подпадающее под признаки возрастной невменяемости (ч. 3 ст. 20 УК РФ), второстепенная роль в преступлении, совершенном под влиянием других соучастников, совершение преступления при случайных обстоятельствах.
Распространение норм ст. ст. 87 - 96 УК РФ на лиц, совершивших преступление в возрасте от 18 до 20 лет, возможно лишь в исключительных случаях: стечение семейных и личных обстоятельств; возмещение виновным вреда, причиненного преступлением; наличие особенностей социально-психического развития личности; необходимость завершить образование; возможность достижения целей уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия или льготных условий назначения и отбывания наказания и др.
Исключительность случая может определяться обстоятельствами совершенного преступления (например, второстепенной ролью лица, участвовавшего в совершении преступления группой), а также характеристиками личности и условий жизни (наличие иждивенцев, трудные условия жизни в семье, задержка психического развития, наличие инвалидности и т.п.
Исключительность случая зависит главным образом от степени тяжести совершенного преступления и нравственно-психологических качеств лица, его совершившего (уровень интеллектуального развития; наличие аномалий в психике, исключающих вменяемость; повышенная внушаемость; задержка психофизического развития; конформизм и т.п.).
Основанием для применения комментируемой статьи может быть также: стечение семейных и личных обстоятельств, возмещение виновным вреда, причиненного преступлением; наличие особенности социально-психического развития личности; необходимость завершения образования; возможность достижения целей уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия или льготных условий назначения и отбывания наказания и др.
В исключительных случаях суд может применить положения правил назначения наказания несовершеннолетним к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ). Такое решение суд должен обязательно мотивировать в приговоре наличием исключительных обстоятельств, характеризующих совершенное лицом деяние и его личность. Полагаем, что данными исключительными обстоятельствами должны выступать факторы, делающие возможным применение правила ст. 64 УК РФ.
Основанием применения ст. ст. 87 - 95 УК РФ к лицам в возрасте от 18 до 20 лет является их отставание в психофизическом развитии, в уровне социализации.
Возможность применения положений гл. 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет закон связывает как с категорией преступления (характер совершенного деяния), так и с личностью виновного. При этом следует иметь в виду, что понятие исключительности, используемое в данной статье, - оценочное и его следует рассматривать как исключение из общего правила, а не как нечто чрезвычайное. Положения ст. 96 УК РФ к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, могут быть применены как при наличии обстоятельств, предусмотренных в ч. ч. 1 или 2 ст. 64 УК РФ, так и при наличии иных обстоятельств, которые суд признает исключительными.
Судебное толкование
В исключительных случаях суд вправе применить правила о назначении наказания несовершеннолетним и к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ). Такое решение должно быть мотивировано в приговоре наличием исключительных обстоятельств, характеризующих совершенное лицом деяние и его личность (п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 1 февраля 2011 г. N 1).